Меню

Помощь в кризисной ситуации

ЧЕМ МОГУТ ПОМОЧЬ ПЕДАГОГИ, ПСИХОЛОГИ, РОДИТЕЛИ ПОДРОСТКАМ ПОСЛЕ  ТРАВМАТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ

 

       Дети являются  самой незащищенной и уязвимой частью населения, полностью зависят от взрослых. Так же, как и взрослые, они становятся свидетелями и заложниками военных действий. Травмирующими факторами в  этих случаях являются непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка и его близких, смерть близких, физические травмы.  У подростков  как один из симптомов пережитого может появиться  «вина выжившего», появляются проблемы в учебе и общении. Им свойственны поведенческие нарушения от депрессии до агрессии, отмечаются различные соматические жалобы (болит нога, спина, головные боли), не имеющие органической природы.

    После травматических событий  большую помощь в адаптации подростков  к нормальной жизни могут оказать  те, кто находится в постоянном контакте с ними – родители, педагоги, психологи. Оказывая помощь, необходимо руководствоваться основополагающим принципом – не навреди.

    Но, в первую очередь, именно семья, семейная стабильность  выступают в качестве мощной поддержки.

  •  Создавайте дома комфортные условия, обсуждайте с ребенком его чувства по поводу произошедших событий. Подчеркните, что его чувства - нормальная реакция на ненормальные события.
  • Если подросток проявляет несдержанность в поведении: провоцирует несчастные случаи, употребляет алкоголь или наркотики – поговорите с ним об опасности этого поведения; ограничьте доступ к алкоголю, наркотикам. Попросите ребенка сообщать, где он бывает и что хочет делать. Но этот дополнительный контроль не должен продолжаться постоянно.
  • Если у подростка возникает боязнь повторения событий, помогите ему разобраться в ситуации, при невозможности помочь – обратитесь к психологу. Сведите к минимуму просмотр новостей в СМИ и интернете.
  • Подростки могут отдаляться от сверстников, семьи. Обратите его внимание, что в такой ситуации могут пострадать отношения между людьми. Объясните, что именно семья и друзья дают необходимую поддержку в период после случившегося. Научите быть терпимым в отношении различных реакций членов семьи на несчастье.
  • Желание раньше времени начать взрослую жизнь, например, бросить учебу или жениться. Постарайтесь убедить подростка отложить на время важные решения, вселить в него чувство уверенности.
  • Забота о других жертвах и семьях. Поддерживайте конструктивные действия по оказанию помощи другим, но не старайтесь переложить на своего ребенка  слишком большую ответственность. Помогите найти занятие, которое будет соответствовать его настроению и будет важно на данный момент (например, расчистить двор или улицу от обломков, собрать вещи пострадавшим)